- Частная клиника Фамилия: Забота о вашем здоровье на первом месте
- Как выбрать хорошую онлайн-школу для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
- Прорыв в Медицинской Технологии: Революция в Здравоохранении
- Правильная помощь в лечении гормональных сбоев у трансгендерных пациентов
- Растяжка для здоровья: основные принципы и лучшие методики
Гимнастика для детей первого года жизни
Гимнастика – самая напряженная форма двигательной активности детей, направленная на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние и ходьба), выработку ритмичности в самом широком смысле слова, то есть пластичности и экономии энергии.
Гимнастические упражнения оказывают выраженное влияние на функции внутренних органов и обменные процессы. У детей углубляется дыхание и увеличивается насыщение крови кислородом, укрепляется мышца сердца, более совершенной становится регуляция кровообращения, улучшается и состав крови, в частности увеличивается содержание в ней гемоглобина. Мышечная деятельность всегда сопровождается увеличением теплопродукции.
Гимнастические упражнения применяются в соответствии с возрастом ребенка, а также с учетом физиологических особенностей нервной системы, состояния мышц, особенностей развития скелета и связочного аппарата.
Физические упражнения назначают каждому здоровому ребенку еще в родильном доме. Вначале, после отслойки пуповины, при пеленании выкладывают ребенка на живот. Такие упражнения перераспределяют нагрузку на мышцы: при выполнении их определенную нагрузку получают мышцы спины, рук и живота, ребенок учится держать головку. Выкладывать на живот надо перед каждым кормлением (кроме 6 и 24 ч) на чем-нибудь твердом – на застеленном одеялом щите, столе или в манеже.
К более сложным физическим упражнениям приступают начиная с 1,5 – 2-месячного возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный .режим его жизни, совершенствуется теплорегуляция, исчезает напряженность мышц.
Физические упражнения для детей грудного возраста просты и легко выполнимы. Заниматься можно на столе, накрытом сложенным вдвое байковым одеялом, а сверху клеенкой или пеленкой. Комната должна быть хорошо проветрена, температура воздуха в ней 20 – 22 °С.
Гимнастикой могут заниматься только здоровые дети при нормальной температуре тела в период активного бодрствования, но не после кормления и не перед самым кормлением. Обычно упражнения выполняют 1 раз в день, если же ребенок отстает в физическом и нервно-психическом развитии, – 2 раза в день. До 5 – 6-месячного возраста детям перед началом гимнастики, после окончания ее, а также между упражнениями следует делать массаж – преимущественно поглаживание и растирание, уделяя особое внимание тем мышцам, которые участвуют в движениях и акте дыхания.
Массаж и гимнастические упражнения делайте осторожно, мягко, не применяя силы, и в медленном темпе.
Физические упражнения чередуйте, чтобы не вызвать переутомления отдельных групп мышц и чтобы внимание ребенка не рассеивалось.
Упражнения могут состоять из рефлекторных, пассивных и активных движений.
Читайте также: Плавание для детей до года
Рефлекторные движения возникают по типу безусловных рефлексов, развивающихся непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечного и нервного аппаратов. Они носят защитно-оборонительный характер (поворот или поднимание головы из положения на животе в первые недели жизни). Имеются также рефлексы положения (позы), расположения частей тела (в 1-м полугодии жизни закономерно отклонение головы в сторону корригирования, то есть в положении на животе – назад, на спине – вперед, на левом боку – вправо, на правом боку – влево) и пищевой. Некоторые рефлексы сохраняются в течение определенного времени (феномен ползания до 2,5 – 3 мес.), другие – на протяжении всей жизни (спинной кожный рефлекс – разгибание спины при прикосновении к коже в области позвоночного столба).
Пассивные движения выполняют методист, сестра или мать. Они применяются только после 3 мес., когда наступает полное равновесие мышц-сгибателей и разгибателей, вначале верхних, а затем (с 4 – 5 мес.) и нижних конечностей.
Пассивно-активные движения ребенок выполняет самостоятельно только частично, например: присаживание при подтягивании его за руки или кисти; упор ножками, стояние при поддержке под мышки и т. д.
Активные упражнения – это произвольные движения, которые ребенок выполняет самостоятельно по указанию взрослого. Их рекомендуется применять с 7 – 8 мёс, когда ребенок уже понимает значение слов. Комплексы упражнений и массажа для ребенка, которые может выполнять мать, приводятся ниже. От 1,5 до 3 мес. можно делать:
- массаж рук (поглаживание);
- массаж ног (поглаживание);
- массаж спины;
- массаж живота;
- массаж стоп (растирание);
- упражнение для стоп (рефлекторное);
- выкладывание на живот (феномен ползания).
С детьми старше 3 мес. выполняют все указанные упражнения, кроме последнего (после 2,5 – 3 мес. феномен ползания исчезает).
С 3 мес. в комплекс занятий дополнительно включают такие упражнения:
- «положение пловца»;
- разгибание позвоночного столба в положении на боку при проведении пальцами вдоль спины от крестца к шее;
- повороты со спины на живот при поддержке за одну из ручек;
- пассивное сгибание и разгибание рук (скрещивание рук).
Для детей в возрасте 4 – 6 мес. применяются :
- массаж рук (поглаживание);
- скрещивание рук на груди (пассивное);
- массаж ног (поглаживание и разминание);
- топание (пассивное) 12 раз;
- поворот на живот вправо при поддержке за правую руку (пассивно-рефлекторный);
- массаж спины (поглаживание и разминание);
- «положение пловца» (рефлекторное);
- массаж живота (все приемы);
- парение на спине (рефлекторное);
- массаж стоп (растирание и похлопывание);
- упражнения для стоп (рефлекторные);
- поворот со спины на живот влево при поддержке за левую руку (пассивно-рефлекторный);
- сгибание и разгибание рук (пассивное);
- приподнимание туловища при поддержке за обе отведенные руки (активное) ;
- к 6 мес. – ползание.
В возрасте от 6 до 10 мес. следует продолжать массаж и уже разученные упражнения (2, 4, 7, 9, 13, 15 приведенного выше комплекса); упражнения 5 и 12 следует выполнять со словесными распоряжениями, а 14 – при поднимании за одну руку и со словесным указанием. Дополнительно можно выполнять сгибание и разгибание ног попеременно и вместе, круговые движения руками и приподнимание за выпрямленные руки.
Для детей старше 10 мес. увеличивают количество упражнений со словесными распоряжениями, а часть из них проводят при активном удерживании ребенком предмета (кольца). Упражнения выполняются следующие:
- скрещивание рук на груди с кольцами (пассивное);
- топание по указанию (активное);
- массаж живота;
- поднимание выпрямленных ног с палочкой по речевому указанию (активное) ;
- поворот вправо по речевому указанию;
- массаж спины (все приемы);
- поднимание туловища из положения на животе за выпрямленные руки – на колени и на ноги (активное);
- сгибание и разгибание рук сидя с кольцом (пассивное);
- присаживание при поддержке за одну руку или только с фиксацией коленей со словесным указанием (активное);
- наклон и выпрямление (активное);
- поворот влево по речевому указанию (активный);
- круговые движения руками с кольцами (пассивные);
- приседание при поддержке за руки, в дальнейшем с кольцами (активное);
- присаживание при поддержке за руки, разведение рук на ширину плеч, в дальнейшем с кольцами или с палочкой (активные).
Кроме гимнастики и массажа ребенку нужно предоставить возможность свободно двигаться. Для этой цели служит манеж. С 7 – 7,5 мес. соответственно одетому ребенку можно играть на покрытом одеялом полу.