Воспитание детей подросткового возраста

Перешагнув порог детства, подросток смотрит на окружающий мир с доверчивым чувством радости и надежды. Перед ним широко открыты двери в необыкновенно красивый и многообразный мир. Они хотят больше познать, найти свое место в жизни. Но по дороге к свершениям, к осуществлению мечты могут встретиться перепутья, серьезные преграды. Где правильный путь?

К сожалению, не всегда подросток может найти рациональные решения в сложных ситуациях – мал жизненный опыт, повышена эмоциональность, обострено чувство самоуверенности. Но это еще не постоянные черты, свойственные определенной личности Это отпечаток больших физиологических изменений, происходящих в организме подростка: неуравновешенности нервной системы, ее повышенной возбудимости, сдвигов гормонального характера и др.

Молодые люди ждут ответа на многие волнующие их вопросы, которые не должны быть окутаны тайной, а тем более закрыты туманом лжи. Они остро нуждаются в благожелательных и умных советах компетентных людей, наставников. Но всегда ли мы, взрослые, с пониманием относимся к возрастающему чувству независимости, к индивидуальности подростка? Не лишаем ли мы его возможности рассуждать и самостоятельно решать те или иные вопросы? Учитываем ли, что за взрывами негативизма кроются порой глубокие сомнения и эмоциональные переживания? Об этом замечательно писал Л. Н. Толстой в «Крейцеровой сонате»: «Я- не знал еще женщин, но я, как и все несчастные дети нашего круга, уже не был невинным мальчиком, уже второй год я был развращен мальчишками, уже женщина, не какая-нибудь, а женщина, как сладкое нечто, женщина, всякая женщина, нагота женщины уже мучила меня… Я ужасался, я страдал, я молился и падал. Я погибал один…»

Один… но почему один? Как это ни досадно, но в силу то ли невежества, то ли скованности, мы – родители, мы – врачи, педагоги, часто оставляем подростков наедине со своими переживаниями. Как важно рассеять туман неопределенности в вопросах пола, возникающий в силу предрассудков, недооценки реально сложившейся сейчас обстановки – акселерации, информационного бума, урбанизации, усиливающихся международных контактов и многого другого.

Интерес подростков к тонкой области человеческих отношений, в том числе интимных, оценивается некоторыми родителями и учителями как распущенность. С этим трудно согласиться, так как в формировании внутреннего мира человека, особенно подростка, важное место занимает сугубо личное, влияющее так или иначе на его нравственные устои, образ жизни. Возникающие у него при этом «щекотливые» вопросы нуждаются в полноценных ответах родителей, учителей, врачей. И неоправданна реакция растерянности со стороны взрослых. Уход от острых вопросов, касающихся проблемы пола, непедагогичен, лишен практического смысла, уподобляется тактике страуса, который, скрываясь от опасности, прячет голову глубоко в песок.