Воспитание чувств и нравственности у подростков

Конечно, можно жить иначе, не принимая всерьез, не ища сердечной теплоты, высшего смысла любви. Но не свидетельствует ли это об убогости чувств, душевной пустоте?

Правы социологи, считающие, что воспитание чувств сегодня – это двуединая задача. С одной стороны, мы идем к более свободному, естественному взгляду на интимные отношения, исключаем ханжество, морализаторство. А с другой стороны, стремимся прививать «вкус» к примитивному, бездуховному эротизму, оголенному физическому влечению, не окрыленному глубоким и ярким чувством. Еще Платон писал, что «не всякий Эрот прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить». Не об этом ли строки древнего индийского трактата о любви «Ветки персика»: «Три источника имеет влечение человека – душу, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Соединение трех влечений порождает любовь».

Сегодня мы говорим о том, что человек – существо биосоциальное. В интимных отношениях ему присущ поиск прекрасного, а не просто секс как отправление физиологических потребностей.

Понимают ли это те юноши и девушки, которые, стремясь к взрослости, рано становятся на путь вседозволенности, обедняя себя душевно и подвергая серьезному риску свое здоровье?

С другой стороны, понимают ли это родители?

Характерная деталь: подавляющее большинство девочек, начавших половую жизнь в 14 – 15 лет, в беседах с врачом плохо отзывались о своих матерях. Многие из них росли без присмотра, видели, и не раз, своих матерей безобразно пьяными, от них не скрывали и другое, не предназначенное для чужих, особенно детских глаз.

И еще: к половой близости подростков подталкивает порнография, особенно порнофильмы, где присутствуют сцены садизма. Вот чего надо бояться, вот от чего следует ограждать взрослеющих детей!

Что мы знаем о группах риска?

Надо, наконец, признать, что несовершенство наших детей – это в первую очередь наши с вами несовершенства, пробелы в нашем воспитании и самовоспитании. Они часто возникают вследствие Малой осведомленности взрослых о так называемых группах риска, о тех особенностях поведения подростка, которые свидетельствуют об опасности отклоняющегося поведения. Таковы прежде всего акцентуации характера. Этим термином профессор А. Е. Личко называет не болезнь, а крайний вариант нормы, однобокое развитие характера, преобладание какого-то одного свойства. Это результат неправильного воспитания, неблагоприятных жизненных обстоятельств и влияния врожденных факторов. Следствием акцентуации являются трудности в нравственном развитии подростка, в его адаптации к требованиям жизни, что приводит к отклоняющемуся поведению, в том числе и в вопросах пола. К группе риска можно отнести несколько типов акцентуаций.

воспитание подростка

Неустойчивый тип характеризуется слабовольностью подростка, который «плывет по течению»: не стремится учиться, трудиться, зато явственно тяготеет к развлечениям. Все дурное к нему липнет; выпивает, хотя не имеет склонности к алкоголю, рано вступает в половые контакты («за компанию»). С подобными ребятами нравоучительные беседы безрезультатны, необходима родительская власть – неотступное руководство, житейский контроль за каждым шагом.

Конформный тип акцентуации проявляется повышенной внушаемостью подростка. Он способен трудиться, быть чем-то увлеченным, но лишь следуя за положительным лидером либо подчиняясь авторитету родителей. Если этого нет, подобного подростка поведет за собой сверстник с отрицательными склонностями. Он начнет выпивать, хулиганить, искать интимных связей.

Читайте также: Аборт. Противопоказания и последствия

Гипертимный вариант акцентуации характера – это воплощенная сверхобщительность, сверхактивность, предел оптимизма. В компании и за компанию они пойдут на все, вплоть до правонарушений. Они испытывают сильное эротическое влечение, склонны к ранней и беспорядочной половой жизни. Эти подростки нуждаются в интересном деле, в трудовых поручениях, их нельзя ни на миг выпускать из-под ненавязчивого контроля.

Эксплозивная акцентуация характера наблюдается обычно у физически рано созревшего подростка. Он упрям, идет к цели напролом, настойчив, практичен, недоверчив, часто хитер, жесток, стремится к лидерству. Сильная вспыльчивость, особенно под влиянием алкоголя, способна привести к совершению серьезного проступка. В отношениях с девушками не столько влюбляется, сколько ревнует, рано стремится к половой близости. Такой подросток при умелом, справедливом отношении взрослых (одобрение позитивных поступков и резкое осуждение негативных) находит, хоть и непросто, свое место в жизни. О таком затем будут говорить: «Настойчивый, требовательный, деловой, но с тяжелым, неуживчивым характером».

спор с подростком

Гиперэротическая акцентуация характеризуется повышенной сексуальностью – чрезмерным интересом к половой жизни. Это результат промахов в половом воспитании и фиксации на пробуждающемся половом влечении. Подобные подростки часто ведут разговоры на сексуальные темы, бывают пошлыми. Задача их родителей заключается в решительном отпоре, разоблачении пошлых слов и выходок. Необходимо также искать интересы и занятия, которые могли бы вытеснить «сексуальную озабоченность» подростка, поискать ему компенсацию в тех областях, где он способен более всего проявить себя.

Надо знать, что чем ниже умственное развитие подростка, тем выше опасность его ошибок в половом поведении и тем более бдительными должны быть родители. Необходимы беседы о цене ошибок (особенно для девушек), примеры из жизни, т. е. требуются и просветительные, и воспитательные усилия. Они должны касаться различных сторон жизни подростков, в том числе интимной сферы.

Мы категорично говорим о необходимости сексуального воспитания и столь настойчиво о тяжелых последствиях пропаганды секса. В знании нет никакой угрозы нравственности!