Выжить любой ценой, или первый год жизни мамы погодок

У вас будет ребенок… собственно эта весть застала меня врасплох, ведь на руках гарцевал старший сын и мы с мужем совсем не были готовы к такому сюрпризу.
Все осложнялось тем, что старший сын имел определенные проблемы со здоровьем, я вынуждена была выйти на работу, когда ребенку было 4 месяца, с сыном в декретном отпуске сидела бабушка (на тот момент отпуск по уходу за внуком засчитывался в стаж).

На работе к известию о моей беременности сначала отнеслись с юмором, а потом с пониманием. Вторую беременность, в отличие от первой, я переносила отлично, была активной, с отличным аппетитом и ясным умом. Старшего носила на руках до самых родов, ночью вставала кормила (конечно, он был на искусственном вскармливании), учила ходить, играла в песочнице, бегала за ним. Наверное, благодаря этому вторые роды прошли за 45 минут, и наш второй сын порадовал мир своим громким криком.

Психологически конечно было сложнее. Прежде всего, всю беременность я мучила себя мыслями, что никогда и никого не смогу полюбить так, как люблю старшего сына, что второй сын будет чувствовать себя нелюбимым, и еще много всевозможных глупостей. Сейчас уже, имея двух сыновей 12 и 11 лет, скажу уверенно, мама не начинает меньше любить старшего ребенка, или за счет любви исключительно к старшему ребенку не уделяет внимание младшему ребенку, просто мамино сердце становится вдвое больше и любовь не нужно делить, ее хватает на обоих детей.

Сразу буду писать об ошибках, которые я совершала в процессе
Ради облегчения моей жизни семейный совет принял решение, что первые две недели старшего сына заберет к себе свекр, который взял отпуск, чтобы ухаживать за внуком, а я в это время буду приходить в себя. Так вот, это решение было ошибочным, я очень скучала за старшим сыном, и в конце концов, мне все равно пришлось налаживать быт с учетом двоих детей, но уже через две недели.

Муж на то время был военным, поэтому помощи от него было мало, служба есть служба. Когда оба наши сына оказались дома, первым верным решением было разделиться на ночь, учитывая режимы обоих. Муж спал со старшим, я с младшим. Старший сын на то время ночью еще ел смесь, ну а младшего я кормила по требованию грудью. Вечером готовили бутылочки с сухой смесью, горячей водой в термосе и кипяченой в бутылочке, чтобы оперативно развести в нужной пропорции для старшего, младший же имел доступ к груди круглосуточно.

Трудности питания
Нам очень повезло, что дети не страдали от колик, и в принципе ночью кроме кормления и замены подгузников, мы не убаюкивали их по полночи, своим криком они не будили друг друга и соответственно, мы с мужем были более-менее в норме. Старшего сына днем кормили кашами, супом, творогом, фруктовыми и овощными пюре (он отдавал предпочтение магазинным, домашние плевал на достаточно большие расстояния). Также, у старшего сына была проблема с жеванием, он почему-то не хотел жевать пищу, и если ему попадался комочек, он возвращал все съеденное фонтаном, поэтому мы измельчали для него еду до двух лет. С младшим первые полгода в плане еды проблем не было, каждый час требовал грудь, сосал минут пять и засыпал, позже начали вводить каши, фруктовые и овощные пюре. Сложность заключалась лишь в том, что старшему нужно было готовить многокомпонентную пищу, а вот младшему вводить постепенно, по одному компоненту и готовить приходилось по два блюда.

Сложнее было с дневным сном..
Я оставалась одна, а режимы сна у мальчиков были разные. Тут как уже не выкручивалась. Одного на руках держала и грудью кормила, а другого качала на ногах, положив подушку. Далее акробатические трюки – уложить обоих по кроваткам, не разбудив при этом. Младший спал чаще, когда он спал это время я посвящала исключительно старшему (я не бросалась сразу готовить, убирать и т.п.), мы играли в тихие игры, складывали кубики, пытались рисовать.

Но, больше всего я не любила гулять с детьми
Честно говоря, до сих пор не люблю гулять, хорошо, что мальчики уже гуляют сами. Для начала, мы жили на втором этаже «хрущевки» без лифта. Коляску купили «паровозик» Graco Stadium Duo, где впереди сидел старший, а сзади соответственно лежал младший. Сначала нужно было спустить коляску, потом наполовину одеть старшего, потом одеться самой, одеть младшего полностью, далее одеть до конца старшего, взять младшего на руки, старшего за руку и спуститься. Конечно, на плече еще была сумка с влажными салфетками, водичкой, мячиком или пасочками / лопатками для старшего, пустышкой для младшего, кошельком и списком покупок. Далее начинаем паковаться – положила меньшего, положила сумку, поймала старшего, который уже успел отбежать на достаточное расстояние (хорошо, что двор закрыт) и в лучшем случае еще никуда не влез, чтобы не испачкаться. Младший спал только, когда коляску катаешь, а вот старший категорически не хотел сидеть пристегнутым и просто ехать пока уснет брат. Приходилось каждый раз что-то выдумывать, чтобы он успокоился и не орал с требованием, что хочет идти сам: то мы голубей ехали кормить, то ехали к котикам/белочкам/собачкам в гости. Когда меньший засыпал, я выпускала старшего на волю. Гулять на площадках где много деток мы не могли, потому что детки говоруны могли разбудить младшего, и пришлось бы все начинать сначала.

Теперь о братской любви.
Конечно, когда тебе 1 год и 2 месяца, и ты превращаешься из единственного ребенка в старшего брата, ты не совсем понимаешь, что происходит. Старший сын сначала принял младшего за игрушку, все пытался стянуть его на пол к себе играть. Когда понял, что не дадут (мы младшего постоянно прятали, то в кроватку, то на пеленальный столик) начал нам с мужем говорить чтобы выбросили его… Стоит, смотрит на меня и говорит : «выбрось!», а у меня сердце кровью обливается. Ревности в классическом понимании не было, но старший пытался или в кроватку младшего улечься, или пустышку его утащить, или просился, чтобы его тоже купали в маленькой ванночке. Позже когда младший начал сначала сидеть, а потом ползать у них появились первые совместные игры, которые регулярно заканчивались слезами, но игрались вдвоем!

На выходных было проще, ведь с нами был муж. Вот тогда я, отправив своих мужчин на улицу, убирала, готовила, гладила, стирала – одним словом отдыхала, как могла.

Самое сложное было, когда ребята болели.
Сначала один, а за ним буквально через день-два другой. В такие дни я вообще была на автомате и мало что понимала. От одного к другому, и днем и ночью: измерить температуру, дать лекарство, напоить, накормить, успокоить, поносить на руках. Из дома выйти не можешь, муж на работе…. Иногда просто сидела и ревела от бессилия. Именно в такие моменты у нас в семье появилась фраза «мама тоже человек», когда мне просто нужно было самой выйти на улицу или сходить в магазин, чтобы никто не звонил, ничего не просил, чтобы я в эти моменты не была никому ничего должна. Тогда голова становилась яснее, нервы успокаивались, и все не казалось так уж безнадежно.

Положительных моментов тоже было достаточно..
У нас осталось много вещей от старшего сына, и соответственно немалую сумму мы сэкономили на одежде и прочих нужных детских гаджетах. Также плюсом было то, что еще не забылось каково это, когда у тебя на руках младенец — ты все знаешь, все умеешь, тебя сложно испугать. Действительно правду пишут о здоровом пофигизме, который вырабатывают в себе мамы погодок и близнецов, ведь у них нет времени с лупой рассматривать прыщик на попе от укуса комара или потничку на шейке. Это легко контролируется, в отличие от аналогичной проблемы, когда у тебя на руках один ребенок (я помню, как сама выносила мозги участковому педиатру с потничкой у старшего, и мне было недостаточно его советов относительно ухода за кожей, я требовала консилиум врачей, чтобы мне сказали, что это потничка, а еще порекомендовали препарат от нее).

Прошел год..
Когда младшему исполнился год, как-то сразу стало проще с одной стороны и сложнее с другой. Играли они вместе, но на улице они разбегались в две разные стороны! Я постоянно орала, на улице выкрикивая поочередно имена старшего и младшего. Гуляли мы из-за этого опять же отдельно, чтобы не шокировать других людей. Очень любила гулять с мальчиками на стадионе школы, там сетка и выбежать на дорогу, чего я боялась больше всего, они не могли. Плюс там хорошее покрытие, что спасало от многочисленных падений.

Год прошел быстро, ребята понемногу привыкли друг к другу, и в их отношениях начала появляться нежность, что не могло не радовать мое материнское сердце. Особенно, когда первым словом младшего сына было имя его старшего брата, а старший сын гордо всем показывал на своего младшего братика и рассказывал, как его зовут, и что он его очень любит!