Воспитание навыков опрятности у детей от года до 7 лет

Один из основных навыков – аккуратный прием пищи. Во время кормления необходимо надевать на малыша нагрудник. Прикармливать его надо с ложечки. С 7 – 8 мес. приучите ребенка пить из чашки, а с 8 – 9 мес. – самостоятельно пользоваться ложкой.

Неловкость, лишние движения у детей, которые еще плохо научились есть самостоятельно, утомляют их и могут отрицательно влиять на аппетит. Поэтому нужно подкармливать и одновременно учить правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, то есть создавать правильную и удобную позу, не требующую излишнего напряжения и ненужных движений. Надо также приучать детей не вставать из-за стола без разрешения взрослого, пользоваться салфеткой.

В раннем возрасте такие процедуры, как умывание, купание, вызывают оборонительную реакцию и при неправильном воспитании могут закрепиться в отрицательное отношение к ним (боязнь мыть лицо, становиться под душ и пр.). Поэтому следует особенно внимательно относиться к туалету ребенка, чтобы предупреждать такие нежелательные явления и выработать привычку умываться, купаться, стричь ногти, вытирать нос.

Навыки самостоятельного одевания и раздевания приобретаются сравнительно быстро, но сами процессы одевания и раздевания ребенок совершает медленно, и взрослым приходится набираться терпения. Ребенку надо помогать, но никогда не следует делать того, что он может сделать сам.

Детей необходимо учить порядку раздевания – вначале снять платье, обувь, а затем белье, чулки.

После 2 лет их надо приучать аккуратно складывать одежду, ставить обувь под стульчик, ни в коем случае не ходить с развязанными шнурками, незастегнутыми пуговицами.

Навыки самостоятельности детям прививаются легко и быстро, но при этом не следует допускать неприятных ощущений (при умывании – очень холодная или горячая вода, при одевании – неудобная, трудно застегивающаяся одежда, во время еды – неудобная поза).

как привить опрятность ребенку

Так как все навыки на 2-м году жизни только начинают формироваться, взрослые должны терпеливо учить ребенка правильному выполнению всех действий.

Воспитание навыков происходит по типу образования условных рефлексов, то есть методом тренировки.

Для того чтобы культурно-гигиенические умения стали привычкой, необходимо ежедневно, а иногда и несколько раз в день повторять требования мыть руки перед едой и др. Однако эти навыки в первые 3 года жизни еще недостаточно прочны и легко утрачиваются. Маленькие дети чувствительны к самым незначительным нарушениям в установленном порядке дня.

Непривычная обстановка или изменение приемов кормления, укладывания спать не только вызывают возбуждение, капризы, но и легко нарушают приобретенные навыки.

Постоянная требовательность к детям, соблюдение определенного порядка, последовательность действий вырабатывают привычку слушаться взрослых. Например, дети спокойно идут спать, хотя при этом приходится оставить интересную игру.

Привычки мыть руки перед едой, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, съедать все, что положено в тарелку, закрепляются к 3 годам, если с раннего возраста в этом направлении проводится повседневная работа.

При выработке гигиенических навыков непременно требуется участие взрослого. Его указание, ласковый уговор, поощрение играют в этом решающую роль.

Навыки опрятности, аккуратности в одежде, пользования носовым платком создаются в процессе воспитания и впоследствии становятся потребностью.

Навыки умывания к 3 годам только формируются, поэтому взрослые должны постоянно помогать им в этом и контролировать их. Умывальники и все предметы ухода должны быть удобны и приспособлены для самостоятельных действий ребенка (например, широкая подставная скамеечка у умывальника). К 3 годам дети обычно сами умеют пользоваться носовым платком.

опрятный ребенок

Вовремя проситься на горшок днем и ночью должно стать к 3 годам прочным навыком. В этом возрасте ребенок уже сам пользуется уборной, но по указанию взрослого может задержать или ускорить отправление. Например, придя с прогулки, когда ребенок просится на горшок в верхней одежде, ему говорят: «Подожди, снимем пальто, а тогда пойдем», и он ждет.

Надо приучить детей мыть руки после уборной и не задерживаться в ней долго. Этого легко достичь, если следить за поведением детей.

Не следует забывать, что у ребенка легко могут возникать и нежелательные привычки, базирующиеся на неправильных принципах воспитания. Так, в некоторых семьях ребенок привыкает засыпать только при укачивании или рассказывании сказки, под пение и т. д., ест только при чтении ему книжки или развлечении игрушками. Вначале он может еще не выполнять беспрекословно требований взрослых, поэтому обязательно нужны повторные напоминания и требования. Часто дети знают, что при их просьбах родные уступят и они достигнут желаемого. В таких случаях возникает как бы торг: «Еще немножко поиграю, всего 5 минут», и так непрерывно, пока ребенок не добьется разрешения продолжать игру. От таких нежелательных привычек отучить впоследствии трудно.

Ласковое, но требовательное отношение – залог правильного воспитания ребенка и своевременной выработки у него необходимых трудовых навыков.

Дети старше 3 лет охотно вместе со взрослыми поливают цветы, собирают игрушки, помогают накрывать на стол и т. д. Активное участие в жизни семьи й посильная помощь взрослым поддерживают у детей жизнерадостное настроение и способствуют закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию положительных черт характера.

Эмоциональный настрой детей, интерес к самостоятельным действиям надо поддерживать играми, сказками.

Дети очень любят такие игры, как купание, кормление кукол, стирка белья и т. п.; они прививают необходимые навыки в увлекательной, творческой форме.

Постепенно, в процессе воспитания и влияния окружающих, у ребенка возникают и закрепляются определенные правила поведения, развиваются социальные чувства, устанавливаются разнообразные взаимоотношения с окружающими, что является началом формирования морального облика, характера человека.

опрятность у ребенка

В процессе развития и воспитания постепенно устанавливаются сложные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми. С 2 лет дети уже должны считаться с интересами других – не шуметь, когда старший брат готовит уроки, не кричать, когда спит мама, поднять упавшую у бабушки вещь, помочь младшему, более слабому. Нужно приучать ребенка спокойно и охотно выполнять требования взрослого. Следует также развивать в нем умение доводить каждое начатое дело до конца, самостоятельно преодолевать трудности. Так, начав игру, ребенок должен иметь терпение доделать то, что задумал, а закончив игру, убрать разбросанные игрушки. Он обязан проявлять усилия и настойчивость. Нужно научить его сдерживать желание отнять игрушку у другого ребенка, уметь спокойно подождать, пока ему дадут то, что он просит. Необходимо научить его вежливо просить что-либо, а не требовать криком.

Ребенок должен быть жизнерадостным, активным. Только при этом условии он правильно развивается, уравновешен.