Развитие речи у ребенка на первом году жизни

Речь неразрывно связана с развитием всех психических функций (восприятие, память, мышление) и служит основой целенаправленной деятельности и поведения ребенка.

Развитие речи у детей в раннем возрасте – основная задача воспитания, и заботиться об этом нужно с первых же месяцев их жизни. Прежде всего ребенка надо приучать к проявлению голосовых реакций – подаче голоса. Для вызывания голосовых реакций большое значение имеет положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка всегда было хорошее настроение. Если малыш в меру и своевременно накормлен, лежит в сухих пеленках и взрослые часто к нему обращаются, у него обычно настроение хорошее. После кормления мать обязательно должна поговорить с ребенком, улыбаться ему, вызывая ответную улыбку, а затем и голосовую реакцию.

Первые голосовые реакции детей непродолжительны, появляются обычно в 1,5 – 2-месячном возрасте, иногда на 1 – 2 нед. раньше. Конечно, это еще бессвязные звуки, ребенок просто гулит.

После 2 мес. ребенок гулит чаще, не только в ответ на речь взрослого, но и когда у него хорошее настроение, он играет игрушкой, смотрит на нее.

В 1,5 – 2 мес. ребенок реагирует на пение. Напевать нужно негромко, глядя на ребенка, тогда у него через несколько секунд после окончания пения возникает голосовая реакция.

В 3 – 4 мес. ребенок издает разные звуки, часто и по разнообразным поводам. Малыш, например, гулит, играя погремушками. Характер гуления постепенно изменяется: отдельные короткие звуки становятся протяжными (а-а-а, у-у-у).

Для того чтобы вызвать у ребенка эмоциональное общение и голосовые реакции, необходимо чаще разговаривать с ним ласковым голосом, смотреть на него веселым взглядом, периодически брать на руки. При этом помните, что ребенка 1,5 – 2 мес. надо держать на руках в горизонтальном положении, а старше этого возраста – в вертикальном, лицом к своему лицу.

Необходимо разговаривать с ребенком во время умывания, пеленания и пр.

В 3 – 4 мес. реакция ребенка на пение может сопровождаться движениями ручек и ножек, что приводит малыша в радостное состояние. Он смеется, начинает активно двигаться и свое удовольствие проявляет голосом.

Чем теснее и ласковее общение взрослого с ребенком, тем разнообразнее издаваемые им звуки.

речь у ребенка

К 5 – 6 мес. малыш начинает лепетать, произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.), не придавая им еще истинного значения.

Для развития лепета и подражания звукам нужно, обращаясь к ребенку, называть его по имени и произносить звуки, которые он знает, а также новые для него. Разговаривать с ребенком следует негромко, настойчиво добиваясь, чтобы он ответил звуками на обращение. Чтобы вызвать смех и радостные возгласы малыша, поиграйте с ним в прятки. Ребенка надо приучать прислушиваться к звукам и разыскивать по произносимым названиям спрятанные поблизости от него игрушки.

С 6 – 7 мес. ребенок все лучше понимает обращенные к нему слова, причем очень тонко улавливает даже интонацию голоса, и активнее проявляет стремление к общению: тянется к взрослым, детям, движения с игрушками сопровождает лепетом, подражает звукам и движениям взрослых. В этом возрасте он с удовольствием играет со взрослыми в «ладушки», «кукушку», «догоню-догоню», начинает охотно воспроизводить жесты прощания и встречи.

Ребенку необходимо показывать и называть окружающие предметы – картины, висящие в комнате, игрушки, другие вещи: делать это лучше всего тогда, когда он заинтересовался тем или иным предметом. Обязательно надо называть и тех, кто окружает ребенка – взрослых и детей. Очень полезно побуждать ребенка к произношению отдельных слогов – «мама», «ба-ба», «па-па», «дай-дай», «на-на» и др. Хорошее развитие подобных предречевых проявлений облегчит малышу овладение речью.

Второй год жизни – это период становления собственной речи, когда начинают складываться сложные взаимодействия

между первой и второй сигнальными системами организма.

В начале 2-го года жизни ребенок произносит лишь отдельные слова, если к этому его активно побуждают взрослые.

развитие речи

Настоящая же, собственная речь появляется к полутора годам. С этого возраста обычно совершается резкий скачок в развитии разговорных навыков, и к 2 годам ребенок, располагая некоторым запасом слов, уже общается с окружающими с помощью речи.

Но бывают и отклонения, и даже значительные. Иногда совершенно нормальные дети поздно начинают говорить. Это всегда вызывает большую тревогу у родителей, хотя на самом деле никаких оснований для беспокойства нет. Дело в том, что развитие речевых способностей ребенка зависит от многих обстоятельств. Не последнюю роль играют темперамент и особенности натуры. Веселый, подвижный малыш начинает говорить раньше, чем спокойный, склонный к созерцательности. Важно также, в каком окружении находится ребенок. Разговаривают ли с ним? А если разговаривают, то достаточно ли ласково и приветливо? Ведь и мы, взрослые, потребность высказаться больше чувствуем среди общительных, расположенных к нам людей. Стоит ли удивляться тому, что у матери, которая чем-то озабочена, все время молчит, ребенок отстает в развитии речевых навыков. Так же нежелательна и другая крайность, когда ребенком постоянно командуют, подавляя его инициативу.

Поздно начинают говорить и дети, избалованные чрезмерным вниманием. В самом деле, зачем малышу стараться произносить слова, просить что-то, если взрослые предупреждают каждое его желание.

Небольшое отставание в развитии речи, как правило, не означает ничего серьезного, если в общем ребенок развивается нормально. На 2-м году жизни он «разговорится» и догонит своих сверстников. Но если ребенок плохо реагирует на обращение к нему, нужно обратиться к врачу.

Очень важно, чтобы ребенок с самого начала приучался говорить правильно. Ни в коем случае не сюсюкайте с ним, нарочито по-детски искажая слова. Как ни забавна речь с уменьшительными словечками, она задерживает развитие речевых навыков ребенка, так как он лишен возможности слышать правильно произносимые слова, и у него надолго может остаться привычка, которая потом уже никому не будет казаться милой… Поэтому надо не «подделываться» под речь ребенка, а терпеливо в дружелюбном тоне поправлять недостатки его речи, ни в коем случае не допуская насмешек или чрезмерной придирчивости.

Разумеется, бывают отклонения, когда нужна помощь врача. Например, ребенку уже 3, 4 и даже 5 лет, а он настолько невнятно говорит, что его почти невозможно понять, или заикается. В таких случаях следует обратиться к специалисту – логопеду, а главное – позаботиться о том, чтобы ребенок как можно больше находился в обществе детей своего возраста.

Слыша, как говорят другие, он будет стремиться к тому же.