Развитие речи годовалого, двухгодовалого ребенка

Раннее детство – наиболее благоприятный период для развития речи. Стимул овладения речью достаточно важный – необходимость постоянного обращения к взрослым. Многое зависит от родителей, от того, как они организуют свои отношения с ребенком. Причиной слабого развития речи может быть слишком редкое общение со взрослыми, когда родители ограничиваются уходом за малышом, а также торопятся исполнить любое желание ребенка по первому его жесту. Нужно требовать от малыша, чтобы он говорил внятно, облекал свои желания в слова и только в этом случае выполнять их.

Развитие речи в раннем детстве идет в двух направлениях: малыш учится все лучше понимать речь и интонации взрослых, и в свою очередь активнее строить свою собственную речь. Для ребенка 2-го года жизни слово сначала приобретает так называемое пусковое, а позже – тормозящее значение. Ему легче по какому-либо словесному указанию начать дело, чем прекратить уже начатое. Когда малышу предлагают закрыть дверь, он может без конца открывать и закрывать ее.

После года особенно активно формируется речь ребенка, что облегчает общение с ним. Постепенно складывается личность ребенка, и в этом очень важную роль играют воспитание, игры.

У детей старше года по-прежнему должны быть легко моющиеся игрушки, но более разнообразные по содержанию: уже можно давать им куклы, машины, игрушки-животные, разнообразный строительный материал, изредка следует показать и заводную игрушку. Взрослые должны принимать участие в играх ребенка, называя предметы и показывая, как пользоваться игрушками. Игры нужно дополнять яркими, простыми по смыслу картинками, называть ребенку новые предметы, изображенные на картинке, и учить его узнавать и называть их. Это способствует совершенствованию речи.

речь ребенка

Все или почти все игры в помещении должны проводиться в отведенном ребенку уголке. Надо приучать его после игры оставлять свой уголок в порядке – игрушки собирать в коробки или класть на полочки, мусор убирать. Это приучает к аккуратности и в известной мере к бережливости.

Только на 3-м году жизни речевые указания родителей начинают регулировать поведение ребенка в разных ситуациях. Он с интересом слушает любые разговоры взрослых, стремится понять, о чем идет речь, любит слушать сказки, рассказы, стихи, предназначенные не только для самых маленьких, но и для детей старшего возраста. Нужно поощрять этот интерес. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются весьма важными, незаменимыми для развития малыша компонентами. Он таким образом учится познавать действительность, недоступную пока его собственному малому опыту.

Развитие активной речи до 1,5 лет идет медленно. Дети усваивают от 30 – 40 до 100 слов и употребляют их редко. Затем происходит, как правило, резкое изменение в развитии активной речи. Дети становятся инициативными. Они не только постоянно требуют, чтобы им называли предметы, но и сами пытаются назвать тот или иной предмет. К концу 2-го года ребенок знает и произносит до 300 слов, а к концу 3-го – до 1500.

На первых порах речь малыша мало похожа на «обычную» речь (ее называют автономной речью). Это слова, которыми взрослые не пользуются. Прежде всего они «достались» от бабушек, родителей, считающих, что придуманные ими слова более доступны детям (ам-ам, бяка и др., которые переходят от поколения к поколению). Автономную речь малыша составляют и искаженные слова, «найденные» им самим. Не обладая еще в полной мере фонематическим слухом и не владея звуковой артикуляцией, он невольно изменяет звуковую форму слова. Молоко называет «моко», конфету – «кася» и др.

При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает, забывается малышом. Однако если окружающие употребляют в разговоре с ребенком именно упрощенные варианты слов, она может сохраниться надолго, что, разумеется, нежелательно.

В раннем детстве малыш усваивает и грамматический строй родного языка. До 2 лет он объясняется предложениями, состоящими из 1 – 2 слов, не изменяя их в роде и падеже. Позже в речи появляются простейшие выражения и она приобретает связный характер. К 3 годам ребенок употребляет многие падежные окончания и довольно хорошо согласует слова в предложении, высказывает простые суждения и замечания, сравнивает предметы и явления, обобщает.

когда учить ребенка разговаривать

На 2-м году у малыша появляется потребность в общении с другими детьми. Необходимо создать для этого условия, чтобы ребенок привыкал к коллективу.

Такую возможность дети имеют чаще всего на прогулках, а также в детских дошкольных учреждениях.

С 3-го года игры все больше усложняются, разнообразнее становятся материал для них, игрушки. Это и рисование, и лепка, и строительство, игры с конструктором, игры «в новую квартиру», «в прием гостей», «в профессию» (врача, продавца, шофера, летчика и т. д.). Игрушки при этом могут быть самые разнообразные (посуда, мебель, солдатики, машины и др.), в том числе и заводные.

Взрослые должны помогать ребенку правильно организовать игру, помня, что приобретенные в ней навыки имеют большое значение для развития и воспитания малыша.

Понимание речи у детей в начале 2-го года жизни еще ограничено, оно выражается в том, что ребенок на вопрос «где это?» ищет глазами предмет и показывает на него. Однако дети в этом возрасте различают еще не все слова, а лишь значительно отличающиеся по звучанию. Так, например, ребенок в возрасте 1 года 2 мес., который на вопрос «где часы?» обычно на них указывал и говорил «бом», при вопросе «где усы?» тоже смотрит на часы и говорит «бом».

Ребенок понимает и охотно выполняет несложные поручения, если ситуация ему хорошо известна. Малыш, например, легко выполняет поручение «отодвинь», если слово относится к стулу, который нужно отодвинуть, чтобы сесть за стол. Тот же ребенок не понимает и не выполняет поручения, если ему говорят «отодвинь диванчик», чтобы достать мяч. В этом возрасте он еще не способен к обобщенным понятиям, они появляются позднее, да и то при выполнении соответствующих упражнений.

Необходимое условие для понимания речи на 2-м году жизни – это постоянное совпадение непосредственных раздражителей со словом, которое их обозначает.

Благоприятные условия для понимания речи создаются при кормлении, укладывании, умывании. Частое повторение слов, обозначающих предметы и действия, в одинаковых условиях способствует лучшему их усвоению.