Процесс умственного созревания ребенка от 3 до 7 лет

К 6 – 7 годам заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и массе приближается к мозгу взрослого. Однако нервная система отличается большой возбудимостью. Сильные раздражители, например, окрик, превышают выносливость корковых клеток, и вместо возбуждения происходит торможение. Понимание этого диктует очень бережное отношение взрослых к детям.

Нарушение возбудимости, истощаемость нервных клеток возникают при любом, даже незначительном заболевании.

Характер поведенческих реакций обусловлен и типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Известно, что в основу деления на типы высшей нервной деятельности положены сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов – возбуждения и торможения.

созревание ребенка

Этот период детства, который называют сенситивным (чувствительным), характеризуется тем, что благодаря чрезвычайной гибкости нервной системы в ребенке происходит интенсивный процесс формирования интеллекта, усвоения знаний, а также норм общения. По мнению ученых, именно тогда формируются эмоциональная сфера человека, навыки, вкусы, привычки, во многом определяются индивидуальные особенности, черты характера, морально-волевые установки.

Именно в период раннего детства ребенок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться, трудиться, любить, сопереживать, отрицательно относиться к таким человеческим порокам, как пьянство, тунеядство, пренебрежительное отношение к женщине. При этом надо иметь в виду, что на ребенка сильнее, чем слово, действует картинка, тем более движущаяся (телевидение, кино), еще сильнее – пример живого человека, а из всех людей самое результативное влияние оказывает тот, кто пользуется у ребенка авторитетом и любовью. Если же социальный и нравственный опыт ребенка носит негативный характер, то у него развиваются личностные дефекты – эгоизм, цинизм, жестокость, а впоследствии пристрастие к алкогольным напиткам и т. д. Возникает, таким образом, необходимость перевоспитания, связанная со многими трудностями для семьи и общества