Причины нервозности у детей дошкольного возраста

Нервность у некоторых детей иногда проявляется с первых дней жизни. Сон у таких детей обычно непродолжительный и недостаточно глубокий, они часто плачут, нередко у них нарушается деятельность пищеварительного аппарата (срыгивания, рвота, запоры).

Масса тела у ребенка неустойчива, часто меняется цвет лица. Нервный ребенок реагирует на любое раздражение, которое прошло бы бесследно для другого. Такая реакция может возникнуть на неприятные ощущения со стороны внутренних органов (вздутие кишок, прорезывание зубов), а также на внешние раздражения – изменение погоды, шум в помещении и др. Все это связано с повышенной возбудимостью нервной системы.

Нервная система маленького ребенка является очень тонким и сложным механизмом, она еще не полностью сформирована, и на ее развитие оказывают влияние самые разнообразные факторы, одни – положительное, другие – отрицательное.

Неблагоприятное влияние на формирование нервной системы оказывают различные заболевания (рахит, простудные заболевания, глистная инвазия, инфекционные болезни, туберкулез), неровное отношение к ребенку родителей, предъявление к нему неодинаковых требований по одному и тому же поводу и др. Отрицательно влияет на развитие личности обида. Дети очень эмоциональны, неспособны уравновешивать свои чувства доводами рассудка. Поэтому ребенок очень болезненно реагирует на несправедливость, незаслуженные упреки, даже на недостаточное внимание к его делам или рассказу, к ответам невпопад на его вопросы. Обидчивость порождается изнеживающим воспитанием, излишней снисходительностью, а также неумением ребенка критически отнестись к себе, разобраться в ситуации. Мягкое, чуткое отношение совершенно не исключает требовательности к ребенку, но она обязательно должна быть справедливой.

Воздействие взрослого на ребенка, независимо от того, намеренное оно или невольное, всегда очень велико. И даже если ребенок был только свидетелем гневной вспышки или недовольства взрослых, это всегда в дальнейшем отражается на его поведении в виде подражания. Огромная способность детей к подражанию как бы замыкает порочный круг: своими капризами они раздражают взрослого, который не может этого скрыть и проявлением собственных эмоций лишь усиливает отрицательную настроенность ребенка. Последнее может вызвать у него реакцию истерического характера, когда вследствие перевозбуждения нервной системы малыш поступает уже вопреки распоряжению: его просят подойти, а он уходит, просят поправить одежду, а он приводит ее в еще больший беспорядок и т. д.

нервозность у ребенка

В некоторых случаях перевозбуждение настолько сильно, что малыш поступает наперекор не только распоряжению взрослого, но и даже своим собственным желаниям: ему хочется есть, а он отказывается от еды; хочется спать, но при попытке уложить его в постель он бурно протестует, а уложенный в кроватку долго не засыпает.

Проявление отрицательных реакций (негативизм) у ребенка всегда является следствием неправильного воспитания или нервного заболевания; в последнем случае нужно обратиться к врачу. Во всех случаях следует искать причину, чтобы ее устранить, и никогда, ни при каких обстоятельствах не говорить при ребенке, что он нервный и все делает наоборот, так как это способствует закреплению у него отрицательной реакции.

У нервных детей в возрасте от 2 до 4 лет, когда особенно быстро развивается речь, может начаться заикание, чаще всего после перенесенного заболевания или испуга, то есть при ослаблении организма болезнью или чрезмерной перегрузке нервной системы. Это еще раз свидетельствует о необходимости щадящей нагрузки на нервную систему ребенка, особенно в тот период, когда он болеет.

Нервные дети часто повышенно болтливы. Нередко у них можно заметить навязчивые движения (они часто моргают, качают головой, подергивают плечом и т. п.). Это тоже следствие перевозбуждения нервной системы, когда в мозге образуется застойный очаг возбуждения.

Нервность ребенка в общепринятом понимании – не болезнь, а только проявление особенности личности, недостатки которой надо исправлять.