Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка

В первые годы жизни дети прочно усваивают систему отношений, существующих в семье, воспитываются ли они одним родителем, двумя, дедушкой и бабушкой. Характер этой системы отношений определяют чувства, царящие в семье: добрые в своей основе или злые, гармоничные или индифферентные. В последнем случае дети вырастают черствыми, эмоционально глухими. У них отсутствует способность к сопереживанию, что мешает строить нормальные человеческие отношения в своей собственной семье.

Еще до создания семьи таким людям трудно полюбить и стать любимыми. Неспособность к сопереживанию мешает им ощутить человеческое счастье. Откуда же тогда взяться семейной гармонии?

Поведение родителей, характер их отношений, атмосфера в семье создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль матери и отца в семейном коллективе. У детей формируются (или не формируются) такие качества, как мужественность, женственность, нравственная чистота, трудолюбие; вырабатывается (или не вырабатывается) своеобразный протест, резкое негативное отношение к таким человеческим слабостям, как пристрастие к алкоголю, наркотикам, половая распущенность. А насколько велика роль родителей в привитии детям навыков организованности, опрятности, гигиены!

При всей сложности психики ребенка два простых и универсальных механизма лежат в основе его развития – подражание и противодействие. Одни формы поведения дети берут себе на вооружение (механизм подражания), другие – категорически отвергают (механизм противодействия). Если в семье царят психологический комфорт, уважение друг к другу (в том числе старших к младшим), если жизнь родителей основана на добре, порядочности, трудолюбии, «работают» преимущественно описанные выше механизмы подражания. Если же ребенку только «вдалбливают» определенные, пусть и хорошие принципы, но в дидактической, назойливой форме («я в свое время…»), то это вызывает у него реакцию противодействия. И еще в одном случае проявляется сильная реакция противодействия – если содержание прививаемых навыков и убеждений противоречит общественным идеалам, уже усвоенным ребенком.

как вести себя при ребенке родителям

Умение любить, лежащее в основе стабильного брака относится к важнейшим элементам нравственной культуры личности. Поэтому надо учить детей, подростков видеть в любви красоту подлинно человеческих отношений. Подчеркнем, что и способность к любви также воспитывается в первые годы жизни ребенка в родительском доме. А. С. Макаренко, например, считал, что настоящее чувство между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления нежности и ласки, происходящие на глазах у ребенка с первого года его жизни, являются могучей движущей силой развития способности любить.

Постепенно, по мере взросления ребенка, эта его способность распространяется не только на близких, но и на объект личных симпатий.