Нервно-психическое развитие детей от 1 года до 8 лет

Нервная система развивается в процессе внутриутробного созревания. При рождении ребенка нервные клетки больших полушарий мозга еще незрелые, развитие и дифференцирование их продолжается в основном в течение первых 3 лет жизни, но завершается только к 8 годам.

Двигательные умения приобретаются медленно. Вначале малыш ходит неустойчиво, к 1,5 года походка у него становится четкой, но только после 2 лет он начинает прыгать, то есть у него совершенствуется координация движений.

Так же постепенно совершенствуется и психическое развитие.

В конце 1-го – начале 2-го года у ребенка уже образуется целый ряд условных связей с окружающей средой. Он приобретает некоторые двигательные умения (переступает ногами и даже самостоятельно ходит), определенные привычки и навыки. При правильном воспитании и достаточной активности ребенок в 1 год 2 мес. – 1 год 6 мес. сам садится и встает со стула, берет с тарелки хлеб, со стола чашку и пьет, умеет зачерпнуть ложкой и поднести ко рту густую пищу, а к 1,5 года – и жидкую. При умывании протягивает руки и подставляет их под струю воды. Протягивает ногу для одевания. Пользуется горшком при напоминании. Ищет носовой платок у себя в кармане. В 1,5 – 2 года ребенок приучается садиться за стол с вымытыми руками. Умеет принести стул для раздевания. Снимает расшнурованные ботинки, расстегнутый лифчик. Пытается складывать вещи на стуле, ставить под него ботинки.

При умывании может сам открыть и закрыть кран, взять мыло, снять полотенце, помогает себя умывать, водит ручками по лицу. При напоминании пользуется носовым платком. Просится на горшок.

развитие детей

К 3 годам малыш самостоятельно одевается и раздевается, складывает свою одежду, вешает на плечики пальто, охотно помогает взрослым в работе (сервировке стола, поливке цветов, подметании). Он уже может тормозить свои физиологические отправления, умеет мыть руки, полоскать рот.

Используя механизмы образования условных рефлексов, у ребенка легко выработать нужные привычки, определенные правила поведения. Можно, например, приучить его спокойно засыпать по первому требованию взрослых, садиться за стол, самостоятельно есть, мыть руки перед едой, убирать перед обедом игрушки и т. д.

Реакцию детей на все новое, что появляется в комнате (новая игрушка, картина), нужно использовать для развития речи. Однако не следует ждать, пока интерес к предметам или игрушкам возникнет сам по себе, необходимо активно вызывать его. Ребенок не останется равнодушным даже к привычным игрушкам, если взрослый начнет играть ими вместе с ребенком, например подбросит мяч или начнет танцевать с куклой. При этом создается благоприятный момент, чтобы назвать эти предметы и вызвать лепет и подражание ребенка.

Лучший прием, который помогает заинтересовать малыша и сосредоточить его внимание, – показать, а затем внезапно прятать игрушку и снова ее показать. Это неизменно интригует детей, вызывает радостные возгласы и звукоподражание. Кроме того, таким приемом достигается многократное повторение слов, обозначающих предметы.

На 2-м году жизни развивается новое отношение к миру вещей. Они видятся не просто как предметы для игры (ложкой ребенок действовал так же, как и палочкой, совком). Ребенок понимает, что та или иная вещь предназначена для чего-то конкретного. Так, 2-летний малыш может, конечно, надеть на голову кастрюлю, но при этом будет смеяться, так как понимает несоответствие сделанного назначению вещи, или бросить на пол чайную чашку – и на лице его тотчас появятся раскаяние, испуг.

Интересы детей сводятся к тому, чтобы овладеть все новыми и новыми действиями с предметами, которые их постоянно окружают. Пусть это пока ложка, лопатка, карандаш – все эти вещи имеют качества, присущие и многим другим орудиям труда, более сложным. Взрослые в роли наставника, сотрудника, помощника в ходе обучения направляют руку малыша, показывают, обращают внимание на ошибки, учат добиваться правильного результата.

психика ребенка

Конечно, абсолютно «мирного сотрудничества» между взрослыми и детьми не бывает. Наступает момент, когда действия ребенка нежелательны: в каждой семье есть вещи, трогать которые ребенку нельзя. К примеру, тянуть лампу за шнур, браться за горячий утюг, снимать с полки «взрослые книги» и т. д.

На слово «нельзя!» надежда плохая, тем более если родители будут в некоторых случаях говорить это по привычке, никак не реагируя на непослушание, как говорится, «для формы». Кроме того, надо знать, что малышу свойственно противоречить приказаниям, он как будто хочет почувствовать себя более взрослым, чем он есть, показать свою смелость, свое «я». Если ребенок попытался сделать что-либо недозволенное, быстро подойдите к нему и прекратите его занятие, продемонстрировав этим, что означает слово «нельзя». Затем переключите его внимание, дав коробку из-под конфет или цветной карандаш, но только не старую игрушку, которая ему уже надоела.

Не советуем прибегать к окрикам, строгим взглядам: от этого озорство или упрямство малыша только усилятся. Не стоит и подолгу отчитывать ребенка за его «бестолковость и упрямство»: этим мы лишаем его возможности отступить с достоинством, а это чувство у него очень развито.

В этом возрасте детям очень нравится нарочно ронять вещи на пол, они могут даже за столом бросить на пол что-то с тарелки. Не надо думать, будто ребенок делает это назло маме или папе: он просто в восторге от этого нового занятия. Если сразу же поднять вещь с пола, он может подумать, что это игра для двоих, и немедленно повторит свои действия. Лучше спустить его на пол, потому что малыш уже наверняка сыт, и постараться переключить его внимание.