Как перестать откладывать дела на потом

Почему мы зачастую переносим намеченные планы? Как с этим справиться? Самые простые и эффективные советы от психолога!

Синдром завтрашнего дня известен всем. Одни передвигают планы или цели на несколько дней, другие — на месяц, а то и на год. Но, что самое главное, часто так и не приступают к ним.

  1. «У меня впереди еще много времени!» Поэтому человек уверен, что он все успеет. Но в результате вечно куда-то опаздывает, неправильно планирует время в течение дня и многое откладывает на потом. Так поступают люди, у которых отсутствует чувство времени.

Даже если с таким человеком выйти заранее, все равно — хоть на пять минут, но опоздаешь.

Как заставить себя работать. Что такое лень

Что делать? «Самое простое -нужно научиться чаще смотреть на часы, чтобы понимать, сколько времени занимает то или иное дело, — советует Татьяна Русина. — Потому что такие люди тянут до последнего, как будто дедлайн не наступит никогда». Причем это касается не только работы, но и дел, запланированных в повседневной жизни.

С чего лучше всего начать? С определенного плана действий. В нем должно быть указано количество времени, которое нужно на то или иное дело. Причем желательно оставлять некий дополнительный запас. И главное, как отмечает психолог, этот план должен совпадать с реальностью. Чтобы человек почаще заглядывал в него и понимал, действительно ли все происходит так, как он планировал. Придерживаться этого плана нужно не только на работе, но и в обычных бытовых делах. Отмечать, например, сколько времени уходит на приготовление супа или уборку квартиры. И таким образом выработать ощущение времени. «Это можно превратить в интересную игру, — предложила Татьяна Русина. — Представьте, например, что вы — Повелительница времени и теперь управляете им. То есть не время довлеет над вами, а вы распоряжаетесь им так, как хотите. Это снимет напряжение и даст ощущение легкости».

  1. «Мне это неинтересно». Когда отсутствует личная мотивация в выполнении того или иного дела, желание отложить его на потом неизбежно. Хотя ты понимаешь, что с заданием нужно справиться как можно скорее, но не хочешь.

Что делать? Развивать внутреннюю мотивацию. Ведь есть такие задачи, которые необходимо выполнять, потому что на нас лежит ответственность, мы приняли определенные обязательства. Чтобы себе помочь, нужно научиться отвечать на вопросы: «Зачем мне это?», «Какая высшая цель стоит за выполнением этого дела?», «Что я получу в перспективе?». Например, нужно подготовить отчет. «Зачем я его делаю? Потому что хочу остаться на этой работе и реализоваться как профессионал». То есть нужно найти свой источник вдохновения, например: отправиться летом в любимую страну, получить второе образование, купить машину и т.д.

Как справиться с ленью

3«А вдруг я не смогу?» Эта причина присуща перфекционистам, людям с низкой самооценкой и повышенной тревожностью, а еще тем, кто зависит от оценки со стороны. Они боятся ошибиться, не уверены в том, что эта задача стоит затраченных усилий, поэтому и откладывают ее на потом.

Что делать? В этом случае нужно себя поддержать. Ведь если не ты, то кто? «Некоторые люди привыкли недооценивать свои возможности, — объясняет Татьяна Русина, — и по привычке продолжают считать, что они не смогут, у них не получится.

Поэтому нужно вспомнить свои предыдущие достижения. Скажите себе: «Если у меня получалось раньше, то получится и сейчас». Уверенность в своих силах придают не только воспоминания, но и сегодняшняя работа над собой: не забывай хвалить себя даже за маленькие победы, забудь о деструктивной критике в свой адрес (навсегда!), перестань общаться с людьми, которые в тебя не верят. «То есть начните сами себя ценить и будьте более уверенными в том, что все обязательно получится, — посоветовала Татьяна Русина. — Воспринимайте ошибки как опыт и рост, а не как неудачу».

  1. «А вдруг у меня получится?!»

B этом случае присутствует страх успеха, а также повышения требований и ответственности, которые последуют за ним. Например, человек опасается: «Вдруг я займу лучшую должность, и тогда у меня появится много дополнительных обязательств… Справлюсь ли я?» или «А как же семья, мои увлечения? У меня не останется на это свободного времени».

Как бороться с ленью и неорганизованностью

Что делать? «В таком случае следует задать себе следующие  А вопросы: «К чему я собственно стремлюсь?», «На что претендую?», «Действительно ли я готова занимать одну и ту же позицию и не расти дальше? Или я достойна большего и готова на это претендовать?», — советует. — Ведь на самом деле человеку свойственно улучшать качество своей жизни, реализовываться, двигаться дальше. Но внутренние противоречия могут его тормозить. Тут важно принять решение: «Да, я готова претендовать на большее. Я готова быть успешной». И если человек принимает это, тогда расставляются приоритеты, он начинает концентрироваться на том, что поможет ему продвинуться.

  1. «Я включаюсь тогда, когда остается мало времени» То есть человек эффективен только в режиме аврала. Он не может работать в спокойной обстановке, когда никуда не нужно спешить. Поэтому такие люди часто искусственно или бессознательно доводят себя до состояния аврала и стресса. У них начинает вырабатываться адреналин, потому что остается всего 10-15 минут, чтобы сдать отчет или написать статью. И работа, которую нужно было сделать в течение двух недель, сдается за считанные часы.

Что делать? «Таким людям надо попросту признать: «Да, я эффективен, когда у меня не остается времени», — посоветовала Татьяна Русина. — Не нужно себя обвинять в моменты прокрастинации. И точно не поддавайтесь чувству вины: «Я, наверно, какая-то неправильная». Когда человек признается себе в том, что он «авральщик», то уже учится этим состоянием управлять. Например, когда наступает спокойный период, можно заниматься делами, которые не требуют мощной включенности. Ведь он понимает, что важной работой все равно заниматься не будет. «А вот временные точки аврала надо будет организовать, — советует психолог. — Например, чтобы родные и близкие понимали, что вот именно сейчас вас лучше не трогать, потому что «у мамы последняя ночь перед сдачей отчета». То есть, чтобы все успеть, необходимо в авральные моменты создавать для себя условия. А между авралами нужно успевать отдохнуть и восстановиться, иначе это приведет к выгоранию.