Гимнастика для детей первого года жизни

Гимнастика – самая напряженная форма двигательной активности детей, направленная на развитие статических и динамических функций (ползание, сидение, стояние и ходьба), выработку ритмичности в самом широком смысле слова, то есть пластичности и экономии энергии.

Гимнастические упражнения оказывают выраженное влияние на функции внутренних органов и обменные процессы. У детей углубляется дыхание и увеличивается насыщение крови кислородом, укрепляется мышца сердца, более совершенной становится регуляция кровообращения, улучшается и состав крови, в частности увеличивается содержание в ней гемоглобина. Мышечная деятельность всегда сопровождается увеличением теплопродукции.

Гимнастические упражнения применяются в соответствии с возрастом ребенка, а также с учетом физиологических особенностей нервной системы, состояния мышц, особенностей развития скелета и связочного аппарата.

Физические упражнения назначают каждому здоровому ребенку еще в родильном доме. Вначале, после отслойки пуповины, при пеленании выкладывают ребенка на живот. Такие упражнения перераспределяют нагрузку на мышцы: при выполнении их определенную нагрузку получают мышцы спины, рук и живота, ребенок учится держать головку. Выкладывать на живот надо перед каждым кормлением (кроме 6 и 24 ч) на чем-нибудь твердом – на застеленном одеялом щите, столе или в манеже.

К более сложным физическим упражнениям приступают начиная с 1,5 – 2-месячного возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный .режим его жизни, совершенствуется теплорегуляция, исчезает напряженность мышц.

детская гимнастика

Физические упражнения для детей грудного возраста просты и легко выполнимы. Заниматься можно на столе, накрытом сложенным вдвое байковым одеялом, а сверху клеенкой или пеленкой. Комната должна быть хорошо проветрена, температура воздуха в ней 20 – 22 °С.

Гимнастикой могут заниматься только здоровые дети при нормальной температуре тела в период активного бодрствования, но не после кормления и не перед самым кормлением. Обычно упражнения выполняют 1 раз в день, если же ребенок отстает в физическом и нервно-психическом развитии, – 2 раза в день. До 5 – 6-месячного возраста детям перед началом гимнастики, после окончания ее, а также между упражнениями следует делать массаж – преимущественно поглаживание и растирание, уделяя особое внимание тем мышцам, которые участвуют в движениях и акте дыхания.

Массаж и гимнастические упражнения делайте осторожно, мягко, не применяя силы, и в медленном темпе.

Физические упражнения чередуйте, чтобы не вызвать переутомления отдельных групп мышц и чтобы внимание ребенка не рассеивалось.

Упражнения могут состоять из рефлекторных, пассивных и активных движений.

Рефлекторные движения возникают по типу безусловных рефлексов, развивающихся непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечного и нервного аппаратов. Они носят защитно-оборонительный характер (поворот или поднимание головы из положения на животе в первые недели жизни). Имеются также рефлексы положения (позы), расположения частей тела (в 1-м полугодии жизни закономерно отклонение головы в сторону корригирования, то есть в положении на животе – назад, на спине – вперед, на левом боку – вправо, на правом боку – влево) и пищевой. Некоторые рефлексы сохраняются в течение определенного времени (феномен ползания до 2,5 – 3 мес.), другие – на протяжении всей жизни (спинной кожный рефлекс – разгибание спины при прикосновении к коже в области позвоночного столба).

зарядка для детей

Пассивные движения выполняют методист, сестра или мать. Они применяются только после 3 мес., когда наступает полное равновесие мышц-сгибателей и разгибателей, вначале верхних, а затем (с 4 – 5 мес.) и нижних конечностей.

Пассивно-активные движения ребенок выполняет самостоятельно только частично, например: присаживание при подтягивании его за руки или кисти; упор ножками, стояние при поддержке под мышки и т. д.

Активные упражнения – это произвольные движения, которые ребенок выполняет самостоятельно по указанию взрослого. Их рекомендуется применять с 7 – 8 мёс, когда ребенок уже понимает значение слов. Комплексы упражнений и массажа для ребенка, которые может выполнять мать, приводятся ниже. От 1,5 до 3 мес. можно делать:

  • массаж рук (поглаживание);
  • массаж ног (поглаживание);
  • массаж спины;
  • массаж живота;
  • массаж стоп (растирание);
  • упражнение для стоп (рефлекторное);
  • выкладывание на живот (феномен ползания).

С детьми старше 3 мес. выполняют все указанные упражнения, кроме последнего (после 2,5 – 3 мес. феномен ползания исчезает).

С 3 мес. в комплекс занятий дополнительно включают такие упражнения:

  1. «положение пловца»;
  2. разгибание позвоночного столба в положении на боку при проведении пальцами вдоль спины от крестца к шее;
  3. повороты со спины на живот при поддержке за одну из ручек;
  4. пассивное сгибание и разгибание рук (скрещивание рук).

Для детей в возрасте 4 – 6 мес. применяются :

  1. массаж рук (поглаживание);
  2. скрещивание рук на груди (пассивное);
  3. массаж ног (поглаживание и разминание);
  4. топание (пассивное) 12 раз;
  5. поворот на живот вправо при поддержке за правую руку (пассивно-рефлекторный);
  6. массаж спины (поглаживание и разминание);
  7. «положение пловца» (рефлекторное);
  8. массаж живота (все приемы);
  9. парение на спине (рефлекторное);
  10. массаж стоп (растирание и похлопывание);
  11. упражнения для стоп (рефлекторные);
  12. поворот со спины на живот влево при поддержке за левую руку (пассивно-рефлекторный);
  13. сгибание и разгибание рук (пассивное);
  14. приподнимание туловища при поддержке за обе отведенные руки (активное) ;
  15. к 6 мес. – ползание.

В возрасте от 6 до 10 мес. следует продолжать массаж и уже разученные упражнения (2, 4, 7, 9, 13, 15 приведенного выше комплекса); упражнения 5 и 12 следует выполнять со словесными распоряжениями, а 14 – при поднимании за одну руку и со словесным указанием. Дополнительно можно выполнять сгибание и разгибание ног попеременно и вместе, круговые движения руками и приподнимание за выпрямленные руки.

детская гимнастика

Для детей старше 10 мес. увеличивают количество упражнений со словесными распоряжениями, а часть из них проводят при активном удерживании ребенком предмета (кольца). Упражнения выполняются следующие:

  1. скрещивание рук на груди с кольцами (пассивное);
  2. топание по указанию (активное);
  3. массаж живота;
  4. поднимание выпрямленных ног с палочкой по речевому указанию (активное) ;
  5. поворот вправо по речевому указанию;
  6. массаж спины (все приемы);
  7. поднимание туловища из положения на животе за выпрямленные руки – на колени и на ноги (активное);
  8. сгибание и разгибание рук сидя с кольцом (пассивное);
  9. присаживание при поддержке за одну руку или только с фиксацией коленей со словесным указанием (активное);
  10. наклон и выпрямление (активное);
  11. поворот влево по речевому указанию (активный);
  12. круговые движения руками с кольцами (пассивные);
  13. приседание при поддержке за руки, в дальнейшем с кольцами (активное);
  14. присаживание при поддержке за руки, разведение рук на ширину плеч, в дальнейшем с кольцами или с палочкой (активные).

Кроме гимнастики и массажа ребенку нужно предоставить возможность свободно двигаться. Для этой цели служит манеж. С 7 – 7,5 мес. соответственно одетому ребенку можно играть на покрытом одеялом полу.