Этапы развития центральной нервной системы ребенка

К моменту рождения центральная нервная система оказывается еще далеко не развитой, хотя общее количество нервных клеток остается неизменным от первых дней жизни и до ее конца.

Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.

С первых месяцев жизни у ребенка начинают образовываться условные рефлексы (от лат. «рефлексус» – отраженный повернутый назад). Это реакции организма на раздражение рецепторов (от. лат. «рецептор» – принимающий), т. е. чувствительных нервных волокон или специализированных клеток, которые преобразуют раздражения, воспринимаемые извне (экстеро-рецепторы) или из внутренней среды организма (интерорецепторы), в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему. Она в свою очередь отвечает на него тем же возбуждением, которое двигательными, секреторными и другими нервами передается к различным органам.

Образование условных рефлексов играет огромную роль в жизни человека. И. М. Сеченов еще в 1863 г. высказал мысль, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения есть рефлексы. Это материалистическое положение было развито И. П. Павловым в его учении о нервной деятельности. Им установлено, что при помощи условных рефлексов создается взаимодействие между внутренними органами, различными частями тела, обусловливающее деятельность человека, поведение в окружающей среде. Кроме того, при помощи рефлексов происходит приспособление организма к изменяющимся факторам внешней среды.

Условные рефлексы вырабатываются в течение индивидуальной жизни человека. Они легко возникают и легко исчезают, зависят от условий обитания, трудовой деятельности. Примером условнорефлекторной реакции на время является распорядок дня и ритмика трудовой деятельности: любая работа, которая выполняется ритмично, протекает легче. Постоянный режим дня с его строгой последовательностью труда и отдыха, приема пищи упорядочивает деятельность нервной системы, обеспечивает максимальную работоспособность в часы занятий, успешное протекание пищеварительных процессов, своевременный переход ко сну, пробуждение и т. д. Все это сохраняет здоровье и трудоспособность.

С другой стороны, беспорядочный образ жизни, неумение следовать определенному режиму дня резко понижают трудоспособность, ухудшают аппетит, сон, ведут к развитию заболевания нервной системы, органов пищеварения и т. д. Вот почему, говоря о здоровом образе жизни, мы столь настойчиво рекомендуем упорядоченный режим дня.

развитие ребенка

Помимо условных рефлексов, приобретенных в процессе жизни, существуют и безусловные рефлексы – врожденные. Биологическая роль безусловных рефлексов заключается в том, что они приспосабливают организм к соответствующей форме поведения в ответ на воздействие привычных для него факторов. В качестве примера можно привести кашель при попадании посторонних тел в дыхательное горло. К безусловным рефлексам следует отнести также и такие сложные, обыкновенно называемыми инстинктами, как пищевой, половой, оборонительный и т. д.

Нервная ткань имеет свойства возбуждения и торможения – две противоположные фазы единого нервного процесса.

Если в какой-либо области коры головного мозга возникает возбуждение, в другой развивается торможение (отрицательная индукция). В то же время каждый из этих процессов имеет тенденцию иррадиировать, т. е. распространяться на близлежащие участки. Затем они концентрируются в исходном пункте. Если очаг возбуждения временно господствует в центральной нервной системе, говорят о доминанте. Он оказывает тормозящее влияние на другие ее участки (например, при мочеиспускании резко затормаживаются другие рефлексы).

Описанные процессы свойственны и животным, и человеку. Однако коре головного мозга человека присуща деятельность, дающая ему возможность богаче и шире воспринимать внешний мир. Так, у животных многие раздражители внешней среды имеют отражение в коре головного мозга только в непосредственных проекциях. Это первая сигнальная система, куда поступают сигналы из органов зрения, слуха.

У человека благодаря второй сигнальной системе кора головного мозга способна воспринимать не только названные раздражители, но и анализировать символы раздражителей, т. е. слова, видимые или слышимые. Поэтому мы говорим о том, что слово является чрезвычайно сильным раздражителем, положительно или отрицательно воздействующим на индивида.

На понимании этого физического процесса основываются методы и результативность воспитания, привития навыков гигиены и др.

Коснемся некоторых особенностей функционирования центральной нервной системы у детей и подростков.

У малышей преобладает первая сигнальная система – носительница конкретного, эмоционального отображения действительности. Одновременно с развитием речи и мышления все большее значение приобретает вторая сигнальная система, «отвечающая» за письмо, чтение, счет.

Детям младшего возраста свойственна повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточность внутреннего активного торможения. Этим объясняется малая устойчивость их внимания.

здоровый ребенок

К 9 – 12 годам деятельность центральной нервной системы приобретает более совершенный характер: улучшается внимание, появляются характерные черты мышления взрослого человека, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения.

Таким образом, кора головного мозга осуществляет связь с внешней средой и согласованную работу всех органов и систем. Ее характеризует высокая реактивность, следовательно, большая истощаемость нервных клеток, которая в свою очередь вызывает утомление. Такое состояние особенно свойственно детям и подросткам, не умеющим рационально распределять время труда и отдыха, нарушающим режим дня.

Утомление – это защитная реакция организма, охраняющая его от чрезмерного истощения. Если не упорядочить режим дня, не устранить какие-то неблагоприятные факторы внешней и внутренней среды, то наступит переутомление. И ребенок станет жаловаться на бессонницу, раздражительность, головные боли, снижение памяти, внимания, потерю аппетита и др.